Какой порядок трудоустройства обязанных лиц?
Трудоустройству подлежат неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей (далее - обязанные лица), а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей:
- в добровольном порядке по заявлению
- по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней доходов не позволяет им в течение шести месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.
Вопросы трудоустройства лиц, решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений - в определении, выносимом в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения (далее – судебное постановление). Судебное постановление выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.
Данные организации обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы.
Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
В случае необходимости трудоустройства обязанного лица, прекратившего нахождение в:
- лечебно-трудовом профилактории,
- освободившегося из мест лишения свободы,
- администрация лечебно-трудового профилактория,
- учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел за три месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информирует об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите, а также направляет в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица.
Трудоустройство обаянных лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве. При его отсутствии судом в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд должно быть вынесено постановление о трудоустройстве обязанного лица.
Органы по труду, занятости и социальной защите при получении судебного постановления обязанного лица в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства, заработная плата обязанного лица позволяла бы обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
В день явки обязанного лица в орган по труду, занятости и социальной защите ему выдается направление для трудоустройства, и он обязан приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения такого направления.
Какой порядок приема на работу обязанного лица?
Прием на работу обязанного лица осуществляется на основании направления, выданного органом по труду, занятости и социальной защите.
Не допускается:
- отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц,
- отказ обязанных лиц от выполнения работы. Наниматель имеет право:
- не принимать работников, не соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к конкретным профессиям (должностям);
- выдвигать дополнительные требования к принимаемому работнику, которые необходимо указывать в информации по вакансиям;
- не отказывать в трудоустройстве по причине отсутствия у них необходимых для заключения трудового договора документов (паспорт, трудовая книжка, медицинского заключения и т.д.).
- Если обязанное лицо не подает необходимые для надлежащего оформления приема на работу документы в течение срока, установленного нанимателем, оно будет нести административную или уголовную ответственность за виновные действия по уклонению от трудоустройства по судебному постановлению.
Как проводится учет явки обязанного лица на работу?
Ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее обеспечивает наниматель.
Наниматель обязан в отношении обязанных лиц:
- обеспечить ежедневный учет явки и ухода с нее;
- информировать органы внутренних дел и органы по труду, занятости и социальной защите о неявке на работу;
- принимать меры, направленные на установление причины неявки и на обеспечение явки на работу;
- при отсутствии уважительной причины неявки на работу обращаться в орган внутренних дел с требованием о содействии в доставке обязанного лица на работу;
- ежемесячно в течение первых трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в заинтересованные органы информацию об учете рабочего времени, о нарушении ими трудовой дисциплины.
Какие имеются права у обязанных лиц, при выполнении трудовых обязанностей?
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на:
- трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней,
- социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
В каких случаях допустимо временное трудоустройство обязанного лица?
Основанием для временного трудоустройства обязанного лица, подвергнутого административному аресту с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, является постановление об административном аресте с обязательным привлечением к труду. Временное трудоустройство осуществляется в организации, включенные в перечень, которые должны располагаться в пределах населенных пунктов, на территории которых расположены центры изоляции правонарушителей органов внутренних дел или изоляторы временного содержания органов внутренних дел, в которых содержатся административно арестованные.
В каких случаях возможно увольнение обязанного лица?
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев:
- ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
- несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
- совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- призыва работника на военную службу;
- восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы;
- смерти работника, признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
- направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;
- переезда обязанного лица в другую местность в связи с выселением его из занимаемого жилого помещения;
- увольнения обязанного лица в порядке перевода к другому нанимателю (если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с оплатой труда, превышающей заработную плату по предоставленному месту).
При увольнении по п. 1, 2, 8 ст. 42, п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 47 ТК наниматель в день увольнения обязанного лица направляет об этом информацию:
- в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;
- взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве.
При полном возмещении расходов на содержание детей обязанное лицо теряет свой статус и может быть уволено по соглашению сторон и по другому основанию, предусмотренному ТК.
Если стороны примут решение продолжить трудовые отношения в трудовой договор (контракт) вносятся изменения, для приведения его в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего труд обычных работников.
Имеет ли право обязанное лицо работать по договору подряда?
Декретом № 18 определен порядок трудоустройства обязанных лиц в организации, что подразумевает заключение трудового договора. Выполнение обязанными лицами работы по гражданско-правовым договорам Декрет № 18 не регулирует.
Правоотношения, вытекающие из договора подряда, регулируются гражданским законодательством.
Гражданско-правовые договоры заключаются, как правило, для выполнения определенных, чаще всего разовых работ, и при достижении цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Если работа носит постоянный характер и штатным расписанием организации предусматривается штатная единица, то для заключения гражданско-правового договора оснований не имеется.
Для обязанных лиц в Декрете № 18 закреплены признаки трудовых правоотношений, поскольку заказчик ведет учет явки на рабочее место подрядчика (обязанного лица), оформляет докладные записки, истребует объяснительные от обязанного лица, выплачивает заработную платы, предусматривает гарантии в виде отпуска и т.д.
Таким образом, исходя из содержания Декрета № 18 обязанные лица обязаны работать по трудовому договору, как основному месту трудоустройства. Однако отметим, что в свободное от основной работы они могут выполнять работы по гражданско-правовому договору – договору подряда.
При трудоустройстве обязанного лица через центр занятости имеет ли он право отказаться от предложений в трудоустройстве?
В том, случае, если обязанное лицо получило постановление на трудоустройство для явки в органы занятости и социальной защите на получение направления для трудоустройства отказаться от трудоустройства нельзя.
Так, органы по труду, занятости и социальной защите при получении судебного постановления обязанного лица в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства, заработная плата обязанного лица позволяла бы обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
В день явки обязанного лица в орган по труду, занятости и социальной защите ему выдается направление для трудоустройства, и он обязан приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения такого направления.