Что является признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении?
Признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении (далее - СОП) – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и осуществление реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
Какие основания для признания ребенка (детей) находящимся в СОП?
Критерии и показатели СОП:
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)
- родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
- родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
- родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
- родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);
- родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания
- в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами;
- оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей).
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления
- в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)
- установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов
Какой порядок признания детей, находящимися в СОП?
Алгоритм признания детей, находящимися в СОП учреждениями образования (далее - ГУО):
1. При поступлении сообщения о возможной неблагоприятной для детей обстановки руководителем ГУО в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации, приказом руководителя определяется персональный состав комиссии по проведению социального расследования, срок его проведения, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики). Срок проведения социального расследования и рассмотрение на заседании совета профилактики не должен превышать 15 рабочих дней.
2. В тот же день для проведения социального расследования ГУО привлекаются государственные органы, государственные и иные организации, путем направления письменных уведомлений по электронной почте, а затем посредствам почтовой связи.
3. Обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится комиссией (с оформлением акта) не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказа.
4. Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка и подписывается родителями. В случае отказа родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
5. По результатам социального расследования ГУО готовится обобщенная информация и предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
6. На заседании совета профилактики рассматривается акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, информация по результатам социального расследования, иная информация.
7. Совет профилактики принимает одно из следующих решений:
- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимися в СОП,
- рекомендовать родителям в течение 3 рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации.
8. В случае, когда в семье отсутствуют критерии и показатели СОП, а также не усматриваются иные факторы неблагополучия, отсутствуют риски возникновения кризисной ситуации в семье на заседании совета профилактики данный сигнал рассматривается и принимается соответствующее решение, что критериев и показателей СОП не выявлено.
9. В случае принятия решения об обращении в координационный совет для принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП ГУО направляет документы в координационный совет:
10. - выписка из совета профилактики,
- акт обследования условий жизни и воспитания ребенка,
- информация по результатам социального расследования,
- предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (предоставляются за подписью руководителя ГУО и всех заинтересованных государственных органов, государственных и иных организаций),
5) иные документы, подтверждающие возможное семейное неблагополучие.
Указанные документы в течении 3-х рабочих дней после заседания совета профилактики направляются в координационный совет.
1. В случае принятия решения об обращении родителями в государственные органы, организации за оказанием социальных услуг выписка из совета профилактики на следующий рабочий день направляется в указанные в решении государственные органы и организации для сведения.
2. При направлении ГУО в координационный совет документов для рассмотрения вопроса о признании ребенка (детей) находящимися в СОП, документы должны быть оформлены в папке-скоросшивателе.
3. Также в координационный совет в электронном виде ГУО представляют предложения о мероприятиях по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
4. ГУО в день получения уведомления координационного совета ознокамливает в течение 1 суток законных представителей под роспись о дате, времени и месте проведения заседания совета.
5. На заседание координационного совета приглашаются родители, руководитель ГУО.
6. В течение трех рабочих дней после проведения заседания координационный совет направляет решение всем заинтересованным государственным органам, государственным и иным организациям для сведения и исполнения.
7. При получении решения координационного совета в ГУО формируется папка-накопитель по выполнению мероприятий, направленных на выполнение решения координационного совета в отношении ребенка (детей), признанного находящимся в СОП.
8. ГУО на протяжении срока реализации мероприятий осуществляется сбор информации о положении дел в семье, предоставляемой всеми государственными органами, государственными и иными организациями, в сроки, определенные решением координационного совета, осуществляется контроль за
выполнением мероприятий.
9. В координационный совет ГУО предоставляется (не реже 1 раза в квартал) анализ исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и приложения к нему (информации от заинтересованных), не позднее чем за 5 дней до проведения координационного совета, а также:
- в случае необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите ГУО в координационный совет предоставляется ходатайство о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите на электронном и бумажном носителе за подписью руководителя ГУО, не позднее чем за 5 дней до проведения координационного совета.
- в случае прекращения исполнения решения о признании ребенка (детей) в СОП ГУО в координационный совет предоставляется на электронном и бумажном носителе за подписью руководителя ГУО соответствующий анализ о выполнении мероприятий и ходатайство о прекращении исполнения решения, не позднее чем за 5 дней до проведения координационного совета.
9. В случае перемены места жительства семьи, где дети признаны находящимися в СОП ГУО информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и мероприятия. Также ГУО информирует координационный совет по месту признания в СОП с целью дальнейшего прекращения исполнения решения о признании ребенка в СОП.


наверх