Какие права имеет гражданин, в отношении которого ведется административный процесс?

Физическое лицо, в отношении которых ведется административный процесс, имеют право:

1) знать, в связи с совершением какого административного правонарушения в отношении него начат административный процесс;

2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания - с момента фактического задержания;

6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или протокол процессуального действия;

9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также с материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

11) получать от суда копию постановления по делу об административном правонарушении;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Какие обязанности есть у гражданина, в отношении которого ведется административный процесс?

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

3) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

4) участвовать в производстве процессуальных действий.

Кто является потерпевшим в административном процессе?

Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинены имущественный вред или вред деловой репутации.

Какие права есть у потерпевшего, которому административным правонарушением причинен вред?

Физическое лицо имеет право:

1) давать объяснения;

2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;

3) представлять доказательства;

4) заявлять отводы и ходатайства;

5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или протокол процессуального действия;

7) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также с материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

8) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

9) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;

10) в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

11) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;

12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Какие обязанности есть у потерпевшего, которому административным правонарушением причинены вред?

Потерпевший - физическое лицо обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

2) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

3) давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;

4) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

5) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

За дачу заведомо ложных объяснений или отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений потерпевший - физическое лицо несет ответственность, установленную КоАП.

Кто в административном процессе вправе представлять интересы несовершеннолетнего или недееспособного физического лица?

Защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего или недееспособного физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица осуществляют их законные представители.

При отсутствии у такого физического лица законного представителя функции законного представителя осуществляет орган опеки и попечительства.

Какие обязанности у законного представителя физического лица?

Законный представитель физического лица обязан:

1) предъявлять суду, органу, ведущему административный процесс, документы, подтверждающие его право представлять в качестве законного представителя интересы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица;

2) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица;

4) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Кто может оказывать юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс?

Защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, оказание ему юридической помощи может осуществлять защитник, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс, - представитель.

В качестве защитника физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в административном процессе могут участвовать:

- адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь;

- адвокаты, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, могут быть допущены законный представитель либо один из близких родственников лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Что необходимо сделать для того, чтобы допустили защитника или представителя в административный процесс?

Для допуска адвоката к участию в административном процессе необходимо подтвердить полномочия адвоката на право представления интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс. Так, в орган, ведущий административный процесс, необходимо представить удостоверение адвоката и доверенность, оформленную в простой письменной форме, или ордер.

Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, при необходимости защиты своих прав иными лицами (адвокатами, законными представителями и т.д.) необходимо позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих их права на представление интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Какие права есть у представителя и защитника, которые участвуют в административном процессе?

Представитель и защитник, участвующие в административном процессе, имеют право:

- знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс;

- участвовать при опросе лица, в отношении которого ведется административный процесс;

- представлять доказательства;

- заявлять отводы и ходатайства;

- участвовать в рассмотрении дела;

- знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

- подавать жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении;

- пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, либо услугами переводчика;

- совершать иные действия, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Кроме того, защитник, представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, участвующие в административном процессе, имеют право:

- представлять доказательства и собирать путем опроса физических лиц сведения, необходимые для защиты прав лица, в отношении которого ведется административный процесс, и оказания ему юридической помощи;

- запрашивать справки, характеристики и иные документы или их копии;

- запрашивать с согласия лица, в отношении которого ведется административный процесс, мнения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний и возникающим в связи с осуществлением защиты. При этом защитник, представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, не вправе оказывать незаконное воздействие на таких специалистов при получении сведений в интересах защищаемого, представляемого ими лица.

Что может послужить поводом к началу административному процессу?

Поводами к началу административного процесса являются:

- заявление физического лица;

- сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;

- непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс.

С какого момента административный процесс считается начатым?

При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:

- составления протокола об административном правонарушении;

- составления протокола о процессуальном действии;

- вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

- вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случаях, когда применяется ускоренный порядок ведения административного процесса;

- фактического административного задержания физического лица.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законодателем предоставлено право делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола об административном правонарушении, которые вносятся в этот протокол.

Какой порядок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Рассмотрение дела может быть приостановлено, если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс:

- не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо по другим уважительным причинам, препятствующим его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении,

- не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Обязанность доказывать совершение административного правонарушения возлагается на орган, рассматривающий дело об административном правонарушении. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право представлять доказательства своей невиновности. Такое лицо вправе заявлять разного рода ходатайства.

По результатам рассмотрения дела выносится либо постановление о наложении административного взыскания, либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении при наличии установленных КоАП оснований (отсутствие в деянии состава административного правонарушения, истечение сроков наложения административного взыскания, принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность).

Вынесенное постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, его представителя, защитника им под расписку вручается копия постановления.

Если лицо, в отношении которого постановление вынесено, отсутствовало при рассмотрении дела, то в течение 5 дней ему должна быть вручена или выслана заказным письмом копия постановления.

В случае несогласия с вынесенным по делу постановлением лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе подать жалобу (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, - не позднее десяти суток со дня получения копии постановления. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления. Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации может быть обжаловано (опротестовано) в течение пяти суток со дня объявления такого постановления.

В случае если в последующем дело об административном правонарушении будет прекращено по таким основаниям, как:

- отсутствие события, состава административного правонарушения;

- истечение сроков наложения административного взыскания;

- недостижение физическим лицом на день совершения деяния возраста, с которого наступает административная ответственность;

- невменяемость физического лица, совершившего деяние;

- утрата физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, дееспособности;

- отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего или его законного представителя с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, по делам о правонарушениях, влекущих административную ответственность по требованию потерпевшего или его законного представителя, либо отказ потерпевшего от освидетельствования или прохождения судебно-медицинской экспертизы по административному правонарушению;

- смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс;

- наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при не установлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела;

- недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;

- наличие иных оснований для освобождения от административной ответственности.

Отметим, что по в выше перечисленных основаниям прекращения дела об административном правонарушении орган, ведущий административный процесс, обязан:

1) принести лицу официальные извинения за причиненный вред;

2) опубликовать опровержение порочащих лицо сведений в средствах массовой информации, если такие сведения были опубликованы в ходе ведения административного процесса;

3) направить по требованию физического лица, его законного представителя (наследника) в срок до десяти дней сообщение об отмене незаконных решений по месту его работы, службы, учебы или месту жительства (пребывания).

Учитывая, что положениями ПИКоАП не предусмотрено, в какой форме должно быть выражено официальное извинение, полагаем, что достаточно принесения устного извинения.

наверх