Жилищная проблема является острой социальной проблемой для многих жителей Республике Беларусь, включая лиц, освободившегося из мест лишения свободы, для которых она остается практически неразрешимой.

Жилищный вопрос для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

Жилищная проблема является острой социальной проблемой для многих жителей Республике Беларусь, включая лиц, освободившегося из мест лишения свободы, для которых она остается практически неразрешимой.

Конституция закрепляет, право граждане Республики Беларусь на жилище. Статья 48 Конституции закрепляет, что это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.


Инструкция «По оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы» закрепляет, что до освобождения администрация исправительных учреждений обязано:
- проведение бесед с каждым осужденным, в процессе которых выясняется, где эти лица намерены проживать, после освобождения из исправительных учреждений либо из исправительных учреждений открытого типа, каковы их родственные связи, какая помощь им необходима со стороны администрации (п. 4.1);
– разъяснение законодательства о порядке оказания освобождаемым содействия в бытовом устройстве, одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в те местности, где они проживали и работали до осуждения (п. 4. 2);
- по избранному осужденным лицом месту жительства администрацией учреждения должны быть направлены запросы в органы внутренних дел по избранному освобождаемым месту жительства запроса о возможности предоставления освобождаемому из исправительного учреждения и исправительного учреждения открытого типа жилой площади (п. .5). 
- в необходимых случаях сотрудники службы социальной адаптации и инспектора по трудовому использованию ведут переписку с родителями или родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения (п.7);
- несовершеннолетние, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются к месту жительства родителей или родственников (п. .8), - родителям или родственникам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства (п. .9);
- если у освобождаемого нет родственников либо его направление к ним нецелесообразно из воспитательных соображений, администрация воспитательной колонии направляет письмо в орган внутренних дел по его прежнему месту жительства с просьбой решить через местные исполнительные и распорядительные органы вопросы устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью. (п. .10);
- если направление несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, администрация воспитательной колонии с учетом желания освобождаемого принимает меры к его трудовому и бытовому устройству в других местах, в том числе по месту расположения воспитательной колонии (п. .11).
- несовершеннолетний, не имеющий родственников, в установленном порядке может быть направлен инспекцией по делам несовершеннолетних в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное обеспечение либо передан органам опеки и попечительства (п. .12). 
- осужденные инвалиды 1-й и 2-й групп, а также мужчины в возрасте старше 63 лет и женщины в возрасте старше 58 лет по их согласию направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых (п. .13). 
- в случае отсутствия родственников или отказа родственников освобождаемых из мест лишения свободы от приема престарелого работник службы социальной адаптации исправительного учреждения либо инспектор по трудовому использованию исправительного учреждения открытого типа заблаговременно выясняет через орган социального обеспечения по прежнему месту жительства возможность помещения его в дом инвалидов и престарелых (п. .14);
- с согласия инвалида или престарелого, которые до осуждения не имели постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения либо исправительного учреждения открытого типа решает вопрос о направлении его в дом инвалидов и престарелых. В этих целях не позднее чем за три месяца до освобождения сотрудник службы социальной адаптации исправительного учреждения либо инспектор по трудовому использованию исправительного учреждения открытого типа обязан представить в соответствующий орган социального обеспечения необходимые документы (п. .15);
- подготовка к освобождению беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится работниками службы социальной адаптации либо инспекторами по трудовому использованию совместно с медицинскими работниками исправительных учреждений и исправительных учреждений открытого типа. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность прописки по месту жительства родственников (п. .16);
- в случае, когда у освобождаемых женщин нет родственников, к которым они могли бы поехать на жительство, работник службы социальной адаптации либо инспектор по трудовому использованию, не позднее чем за три месяца до их освобождения направляет в орган внутренних дел по прежнему месту жительства освобождаемых письмо с просьбой решить вопрос обеспечения жилой площадью (п. .18);
- в случае получения мотивированного ответа из органа внутренних дел о невозможности бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства работник службы социальной адаптации или инспектор по трудовому использованию ставит об этом в известность освобождаемого и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях (п. 21).
Порядок предоставления жилья лицам, освободившихся из мест лишения свободы осуществляется на общих основаниях и регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее - ЖК РБ).
В случае отсутствия жилья у осужденного лица, оно может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке его на учет.

наверх